Актуальные вопросы эндокринологии в сестринском деле
Контингент обучающихся: К лицам, поступающим на обучение по Программе, предъявляются следующие требования: Среднее профессиональное образование – «Сестринское дело». Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело». В соответствии с профессиональным стандартом " Медицинская сестра / медицинский брат" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 475н, Приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2023 г. №104 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Эндокринология».
Цель программы – стандартизация и углубление профессиональных знаний, умений, навыков, освоение новых знаний, методик, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций специалистом со средним медицинским образованием для профессиональной деятельности и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области сестринского дела в эндокринологии.
Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков по вопросам сестринского дела в эндокринологии.
Контроль результатов обучения осуществляется посредством текущего контроля и итоговой аттестации.
Задачи программы:
- приобретение и совершенствование знаний по вопросам организации работы медицинских сестер эндокринологического отделения, кабинета;
- приобретение и совершенствование знаний по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с эндокринной патологией;
- приобретение и совершенствование знаний по вопросам сестринского ухода за пациентами эндокринологического профиля;
- обновление существующих теоретических и освоение новых знаний, методик и изучение передового практического опыта в области сестринского дела в эндокринологии.
В ходе изучения специалист должен знать:
- Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента;
- Основы клинической фармакологии, виды лекарственных форм, способы и правила введения лекарственных препаратов, инфузионных сред, побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и оказания медицинской помощи в неотложной форме;
- Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам с учетом заболевания;
- Требования к условиям забора, хранения и транспортировки биологического материала пациента;
- Клинические признаки внезапных острых эндокринных заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, показания к оказанию медицинской помощи в неотложной форме.
В ходе изучения специалист должен уметь:
- Проводить оценку функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении; выявлять потребность в посторонней помощи и сестринском уходе;
- Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту;
- Проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности пациента в динамике;
- Осуществлять раздачу и применение лекарственных препаратов пациенту по назначению лечащего врача, разъяснять правила приема лекарственных препаратов, пределы назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и контролировать выполнение назначений врача;
- Проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача;
- Собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные материалы, лекарственные препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по назначению лечащего врача;
- Проводить забор биологического материала пациента для лабораторных исследований по назначению лечащего врача;
- Обеспечивать хранение, вести учет и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, в том числе наркотических средств, психотропных веществ и сильно действующих лекарственных препаратов;
- Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
- Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и нормативы медицинской организации.
Формат обучения, режим и продолжительность занятий
График обучения Форма обучения |
Академических часов в день |
Дней в неделю |
Общая продолжительность программы |
Заочная с применением дистанционных технологий |
6 |
3 |
18 |
Организационно-педагогические условия:
Кадровое обеспечение: программу реализуют высококвалифицированные преподаватели с высшим и средним профессиональным образованием.
Материально-техническая база реализация программы обеспечена оборудованными помещениями, наличием мультимедиа аппаратуры, методической продукцией (журналы, пособия, литература, фото и видео пособия).
Первое педагогическое условие - организация учебного процесса в системе Дистанционного обучения колледжа (https://sdo.imk37.ru/) с учетом необходимости индивидуального самообразования и потребности в саморазвитии обучающихся.
Второе педагогическое условие - организация учебно-познавательной деятельности студента в системе Дистанционного обучения, ориентированная на формирование профессиональных компетенций с учетом индивидуальных особенностей. Для различных направлений подготовки разработаны дистанционные курсы, которые включают в себя современные информационно - коммуникационные средства. Цикл повышения квалификации представлен набором общих лекций и видео-лекций, презентаций, на собственной площадке https://sdo.imk37.ru, заданий и тестов.
Третье педагогическое условие - ориентация учебного процесса на формирование навыков исследовательской и инновационной деятельности и их учета в медицинской деятельности.
Четвертое педагогическое условие - наличие системы мониторинга результатов учебной и инновационной деятельности на всех этапах его выполнения.
Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля и мониторинга, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение статистической информации, анализируя которую преподаватель вносит необходимые изменения в учебно-познавательную деятельность.
Пятое педагогическое условие - взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе исследовательской и инновационной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе обучающих вебинаров, а также с помощью личного кабинета дистанционного обучения.
Шестое педагогическое условие - осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке медицинских кадров, ориентированных на формирование профессиональных компетенций обучающегося в системе ДО с современными требованиями непрерывного медицинского образования.
Седьмое педагогическое условие - обеспечение информационной безопасности с позиции участников образовательного процесса в системе ДО колледжа.
Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы эндокринологии в сестринском деле»
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Всего, Заочное обучение Дистанционное обучение |
||
I |
Общие вопросы в эндокринологии. Сестринский процесс при заболеваниях гипоталамо-гипофизарной системы. Сестринский процесс при заболеваниях надпочечников. |
5 |
II |
Сестринский процесс при заболеваниях щитовидной железы (гипотиреоз, тиреотоксикоз). Сестринский процесс при заболеваниях паращитовидных желез. |
6 |
III |
Сестринский процесс при сахарном диабете I и II типа. Сестринский процесс при осложнениях сахарного диабета. Профилактика сахарного диабета. Диспансеризация. Обучение пациентов с сахарным диабетом (школа диабета). |
6 |
IV |
Итоговая аттестация |
1 |
|
ВСЕГО |
18 |