Управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации
Contacts:
-
Марина ВитюховскаяTeacher
-
Елена КостичTeacher
-
Анна МауринаTeacher
-
Юлия НоркинаTeacher
-
Елизавета ШавардинаTeacher
цикл «Управление деятельностью среднего и младшего
медицинского персонала медицинской организации»
по специальности «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью»
Категория слушателей: Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация сестринского дела» или Высшее образование - магистратура по специальности «Управление сестринской деятельностью».
В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по организации сестринского дела» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 479н.
Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки слушателя: 144 часов, в том числе: дистанционного обучения: 139 часа.
Форма обучения: очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Форма аттестации: состоит из 2-х этапов: тестирование (критерии оценки: от 100% до 90% - «отлично», от 89% до 75% - «хорошо», от 74% до 50% - «удовлетворительно», от 49% и ниже – «неудовлетворительно») и зачёт/незачёт по манипуляционной технике в симуляционном кабинете.
Цель реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по специальности «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью» цикла «Управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации» (далее рабочая программа) удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации медицинского работника меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках квалификации по специальности «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью»:
1) А/01.5 5 Организация ресурсного обеспечения структурного подразделения медицинской организации
2) А/02.5 5 Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения медицинской организации
3) А/03.5 5 Организация и контроль деятельности медицинского персонала структурного подразделения медицинской организации
4) А/04.5 5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме
5) А/05.5 5 Организация оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в условиях чрезвычайных ситуаций в догоспитальный период
6) В/01.5 5 Планирование деятельности структурного подразделения
7) В/02.5 5 Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения
8) В/03.5 5 Организация работы медицинского персонала структурного подразделения
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие умения и знания, необходимые для совершенствования компетенций:
Умения:
· Определять и устанавливать цели по развитию сестринской службы медицинской организации и разработка задач для их достижения;
· Оценивать сложившуюся ситуацию в сестринской службе и прогнозировать ее дальнейшее развитие, вырабатывать альтернативные варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией;
· Планировать деятельность среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;
· Проводить планирование кадрового состава среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;
· Разрабатывать мероприятия по достижению целевых показателей деятельности сестринской службы медицинской организации;
· Планировать мероприятия по профессиональному развитию среднего и младшего медицинского персонала;
· Применять нормативные правовые акты при планировании своей деятельности и деятельности сестринской службы медицинской организации;
· Определять требуемые ресурсы, их источники и способ распределения;
· Анализировать имеющийся кадровый ресурс и определять потребность подразделения в кадровом обеспечении;
· Использовать навыки делового общения: проведение совещаний, деловая переписка, электронный документооборот;
· Заполнять и хранить медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;
· Разрабатывать проекты локальных нормативных актов медицинской организации;
· Рационально размещать и использовать кадры по видам деятельности персонала, контролировать объем и качество выполняемой ими работы;
· Определять задачи профессионального и личностного развития сотрудников и их потребности в обучении;
· Применять принципы отбора и адаптации медицинского персонала в медицинской организации;
· Обеспечивать организацию рабочих мест с учетом выполняемых функций в соответствии с требованиями охраны труда;
· Формировать благоприятный климат в коллективе;
· Поддерживать корпоративную культуру в организации;
· Проводить профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
· Контролировать и организовывать мероприятия по практической подготовке обучающихся по программам среднего профессионального образования в структурном подразделении медицинской организации;
· Использовать нормативные правовые акты при организации деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Принимать управленческие решения по вопросам материально-технического обеспечения деятельности среднего и младшего медицинского персонала в медицинской организации;
· Подавать заявки и получать медицинские изделия, лекарственные препараты и дезинфицирующие средства;
· Обеспечивать условия хранения и эксплуатации медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;
· Анализировать и оценивать информацию о лекарственных препаратах, расходных материалах, медицинском оборудовании, работах и услугах;
· Организовывать рациональное использование материальных ресурсов в структурных подразделениях медицинской организации;
· Организовывать учет товарно-материальных ценностей, оперативно-технический учет и предметно-количественный учет;
· Разрабатывать критерии, показатели и индикаторы оценки качества деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Применять инструменты контроля деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Использовать нормативные правовые акты при организации и проведении контролирующих мероприятий;
· Организовывать и проводить контролирующие мероприятия по оценке качества и эффективности деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Контролировать соблюдение лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов в структурных подразделениях медицинской организации;
· Контролировать проведение средним и младшим медицинским персоналом противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
· Контролировать проведение санитарно-просветительной работы средним и младшим медицинским персоналом;
· Организовывать и проводить контроль качества деятельности среднего и младшего медицинского персонала в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации пациентов и ухода за ними;
· Организовывать и проводить контроль соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, морально-этических норм профессионального общения средним и младшим медицинским персоналом;
· Организовывать и проводить контроль соблюдения средним и младшим медицинским персоналом правил учета, хранения и применения лекарственных средств, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств, препаратов крови и медицинских изделий;
· Организовывать и проводить контроль ведения медицинской документации средним и младшим медицинским персоналом;
· Анализировать полученную в результате проведения контролирующих мероприятий информацию;
· Разрабатывать предложения и принимать управленческие решения о внесении организационных изменений в деятельность среднего и младшего медицинского персонала;
· Выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания;
· Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
· Применять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
· Организация работы подчиненного персонала по оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;
· Проведение медицинской сортировки и оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период;
· Выполнение медицинских мероприятий по подготовке пациентов к эвакуации в специализированные медицинские организации.
Знания:
· Статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинской организации; · Принципы разработки мероприятий, необходимых для достижения целевых показателей деятельности среднего и младшего медицинского персонала; · Принципы разработки целевых показателей деятельности среднего и младшего медицинского персонала; · Методы планирования, принципы, виды и структура планов; · Правила применения нормативных правовых актов при планировании кадрового состава; · Правила составления плана проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий среди прикрепленного населения; · Должностные обязанности среднего и младшего медицинского персона; · Функции сестринской службы медицинской организации; · Ресурсы, требуемые для деятельности подразделений, оказывающих медицинскую помощь в организациях; · Источники и способы распределения ресурсов в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в организациях; · Принципы кадрового планирования в медицинской организации; · Управленческий и статистический учет в медицинской организации; · Виды, формы, порядок оформления, хранения, сроки и объем представления медицинской документации, в том числе в форме электронного документа; · Требования к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинской организации; · Требования по защите и безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну; · Теория управления и организации труда; · Правила и принципы управления персоналом; · Основы этики и психологии делового общения; · Методы анализа показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей, характеризующих состояние здоровья населения; · Основы документирования организационно-управленческой деятельности медицинской организации; · Порядок применения нормативных правовых актов при организации работы с кадрами; · Компетенции и требования к квалификации средних и младших медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в структурном подразделении; · Виды мотивирования и стимулирования работников; · Кадровый менеджмент; · Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений и условиям труда; · Требования к отчетной документации, структура и состав отчетной документации по кадрам; · Основы планирования труда и отдыха медицинского персонала; · Требования охраны труда в медицинских организациях; · Права и обязанности сотрудников медицинской организации, занимающихся практической подготовкой обучающихся по программам среднего профессионального образования в структурном подразделении медицинской организации; · Принципы отбора и адаптации персонала; · Принципы профессионального развития медицинского персонала на рабочем месте; · Порядок аттестации и организации дополнительного профессионального образования среднего и младшего медицинского персонала; · Основы организации и проведения работы по наставничеству; · Основы создания и поддержания корпоративной культуры в организации; · Медицинская этика и деонтология; психология профессионального общения; основы педагогики; · Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, морально-правовые нормы профессионального общения медицинского персонала; · Принципы принятия управленческих решений при работе с материальными ресурсами; · Условия хранения, применения, учета и выдачи медицинских изделий и лекарственных препаратов; · Правила составления и подачи заявки на получение необходимых медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств; · Виды и правила оформления документации, необходимой для управления материальными ресурсами в медицинской организации; · Методики расчета потребности в ресурсах и эффективности их использования в медицинской организации; · Принципы рационального использования материальных ресурсов в медицинской организации; · Порядок получения медицинских изделий и лекарственных препаратов; · Требования, принципы и правила учета товарно-материальных ценностей, оперативно-технического учета и предметно-количественного учета медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств; · Правила эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для работы среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации; · Требования к учетной и отчетной документации, структура и состав отчетной документации; · Принципы и правила использования критериев, показателей и индикаторов оценки качества деятельности персонала; · Виды контролирующих мероприятий; · Перечень нормативных правовых актов для организации и проведения контролирующих мероприятий; · Порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации; · Требования к лечебно-охранительному, санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режимам в медицинской организации; · Основные профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, используемые при оказании медицинской помощи пациентам; · Основы теории и практики сестринского дела; · Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий; · Правила эксплуатации медицинских изделий, используемых в структурном подразделении; · Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами; · Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в условиях медицинской организации; · Правила учета, хранения и применения лекарственных средств, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств, препаратов крови и медицинских изделий; · Методы контроля санитарно-эпидемиологических требований в условиях подразделения медицинской организации; · Основные требования к организации лечебного питания в медицинской организации; · Требования к безопасной больничной среде и системе мероприятий по ее обеспечению; · Этапы и порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации; · Принципы принятия управленческих решений для внесения организационных изменений в деятельность среднего и младшего медицинского персонала; · Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей); · Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация); · Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания; · Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации; · Основные положения законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующие организацию и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях; · Задачи, принципы построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; · Классификация, общая характеристика чрезвычайных ситуаций, их поражающие факторы, величина и структура санитарных потерь; · Основы организации и порядок оказания медицинской помощи населению при ликвидации медико-санитарных последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, террористических актов; · Принципы и организация медицинской сортировки, порядок оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период; · Порядок организации медицинской эвакуации в режиме чрезвычайной ситуации. |
Организационно-педагогические условия:
Используемые виды синхронного обучения: вебинар, практические занятия.
Симуляционное оборудование: реанимационный манекен с обратной связью, манекен с отработкой приема Геймлиха, транспортные шины, аппарат измерения артериального давления, тренажер для отработки инъекций, муляж женской и мужской половой системы, катетеры, расходные материалы.
Средства обучения материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, симуляционные кабинеты;
Кадровое обеспечение: программу реализуют высококвалифицированные преподаватели с высшим и средним профессиональным образованием.
Материально-техническая база реализация программы обеспечена оборудованными помещениями, наличием мультимедиа аппаратуры, методической продукцией (журналы, пособия, литература, фото и видео пособия).
Первое педагогическое условие - организация учебного процесса в системе Дистанционного обучения колледжа (https://sdo.imk37.ru/) с учетом необходимости индивидуального самообразования и потребности в саморазвитии обучающихся.
Второе педагогическое условие - организация учебно-познавательной деятельности студента в системе Дистанционного обучения, ориентированная на формирование профессиональных компетенций с учетом индивидуальных особенностей. Для различных направлений подготовки разработаны дистанционные курсы, которые включают в себя современные информационно - коммуникационные средства. Цикл повышения квалификации представлен набором общих лекций и видео-лекций, презентаций, на собственной площадке https://sdo.imk37.ru, заданий и тестов.
Третье педагогическое условие - ориентация учебного процесса на формирование навыков исследовательской и инновационной деятельности и их учета в медицинской деятельности.
Четвертое педагогическое условие - наличие системы мониторинга результатов учебной и инновационной деятельности на всех этапах его выполнения.
Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля и мониторинга, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение статистической информации, анализируя которую преподаватель вносит необходимые изменения в учебно-познавательную деятельность.
Пятое педагогическое условие - взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе исследовательской и инновационной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе обучающих вебинаров, а так же с помощью личного кабинета дистанционного обучения.
Шестое педагогическое условие - осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке медицинских кадров, ориентированных на формирование профессиональных компетенций обучающегося в системе ДО с современными требованиями непрерывного медицинского образования.
Седьмое педагогическое условие - обеспечение информационной безопасности с позиции участников образовательного процесса в системе ДО колледжа.
Формат обучения, режим и продолжительность занятий
График обучения Форма обучения |
Академических часов в день |
Дней в неделю |
Общая продолжительность программы часов |
Очно-заочная |
6 |
24 |
144 |
Календарный учебный график
|
Количество часов в день |
Форма занятия |
Время занятий |
6 рабочих дня |
6 часов |
Очно-заочная |
С 9:00 до 15:00 |
С помощью ДОТ и ЭО реализуется блок дистанционного обучения в формате вебинаров, видео-лекций, мастер классов.
Идентификация личности обучающихся в ЭИОС осуществляется по авторизированному доступу с использованием личных учетных данных (логин и пароль).
Электронная информационно-образовательная среда осуществляется посредством сайта дистанционного обучения https://sdo.imk37.ru
Учебно-тематический план
специальность: «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью»
цикл «Управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации»
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Преподаватель |
||
Всего |
Симуляционное обучени |
ДОТ и ЭО |
|||
I |
Управление здравоохранением. Государственная политика в области охраны здоровья населения. |
56 |
- |
56 |
|
1.1 |
Управление кадрами здравоохранения. Основы менеджмента. Медицинский маркетинг. Подготовка средних медицинских кадров. |
6 |
- |
6 |
|
1.2 |
Управление материальными ресурсами здравоохранения. Учет и материальная ответственность. |
6 |
- |
6 |
|
1.3 |
Управление фармацевтическим обеспечением учреждений здравоохранения. |
10 |
- |
10 |
|
1.4 |
Медицинская техника. Техника безопасности в учреждениях здравоохранения. |
10 |
- |
10 |
|
1.5 |
Основы социальной гигиены и организация здравоохранения. |
10 |
- |
10 |
|
1.6 |
Основы законодательства и права в здравоохранении. |
8 |
- |
8 |
|
1.7 |
Организация планово-экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений. |
6 |
- |
6 |
|
II |
Лечебно-диагностический и реабилитационный процесс при организации медицинской помощи населению РФ |
48 |
- |
48 |
|
2.1 |
Основы планирования и финансирования в здравоохранении. Бюджет и смета медицинского учреждения. Экономика здравоохранения. Ценообразование. Налогообложение. |
6 |
- |
6 |
|
2.2 |
Экспертиза качества медицинской помощи населению. |
8 |
- |
8 |
|
2.3 |
Основы организации медицинской помощи населению. Диспансеризация населения. |
12 |
- |
12 |
|
2.4 |
Правовая ответственность в сфере охраны здоровья. |
6 |
- |
6 |
|
2.5 |
Медицинская этика и биоэтика. Основы общей и медицинской психологии. Конфликтология. |
10 |
- |
10 |
|
2.6 |
Система делопроизводства в медицинской организации. Организация электронного документооборота. |
6 |
- |
6 |
|
III |
Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль. |
18 |
- |
18 |
|
3.1 |
Инфекционная безопасность и инфекционный контроль. |
12 |
- |
12 |
|
3.2 |
Система взаимодействия учреждений здравоохранения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля. |
6 |
- |
6 |
|
IV |
Оказание первой и медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях |
10 |
5 |
5 |
|
4.1 |
Оказание первой и медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях |
10 |
5 |
5 |
|
V |
Медицина катастроф
|
10 |
- |
10 |
|
5.1 |
Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах. |
2 |
- |
2 |
|
5.2 |
Организация службы медицины катастроф. |
2 |
- |
2 |
|
5.3 |
Общая характеристика катастроф и ЧС. |
2 |
- |
2 |
|
5.4 |
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях. |
4 |
- |
4 |
|
|
Итоговая аттестация |
2 |
|
2 |
|
|
ВСЕГО |
144 |
5 |
139 |
|