цикл «Управление деятельностью среднего и младшего

медицинского персонала медицинской организации» 

по специальности «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью»

Категория слушателей: Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация сестринского дела» или Высшее образование - магистратура по специальности «Управление сестринской деятельностью».

В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по организации сестринского дела» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 479н.

Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки слушателя: 144 часов, в том числе: дистанционного обучения: 139 часа.

Форма обучения: очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.

Форма аттестации: состоит из 2-х этапов: тестирование (критерии оценки: от 100% до 90% - «отлично», от 89% до 75% - «хорошо», от 74% до 50% - «удовлетворительно», от 49% и ниже – «неудовлетворительно») и зачёт/незачёт по манипуляционной технике в симуляционном кабинете.

Цель реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по специальности «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью» цикла «Управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации» (далее рабочая программа) удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации медицинского работника меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках квалификации по специальности «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью»:

1)    А/01.5 5 Организация ресурсного обеспечения структурного подразделения медицинской организации

2)    А/02.5 5 Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения медицинской организации

3)    А/03.5 5 Организация и контроль деятельности медицинского персонала структурного подразделения медицинской организации

4)    А/04.5 5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме

5)    А/05.5 5 Организация оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в условиях чрезвычайных ситуаций в догоспитальный период

6)    В/01.5 5 Планирование деятельности структурного подразделения

7)    В/02.5 5 Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения

8)    В/03.5 5  Организация работы медицинского персонала структурного подразделения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие умения и знания, необходимые для совершенствования компетенций:

Умения:

·        Определять и устанавливать цели по развитию сестринской службы медицинской организации и разработка задач для их достижения;

·         Оценивать сложившуюся ситуацию в сестринской службе и прогнозировать ее дальнейшее развитие, вырабатывать альтернативные варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией;

·         Планировать деятельность среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;

·         Проводить планирование кадрового состава среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;

·         Разрабатывать мероприятия по достижению целевых показателей деятельности сестринской службы медицинской организации;

·         Планировать мероприятия по профессиональному развитию среднего и младшего медицинского персонала;

·         Применять нормативные правовые акты при планировании своей деятельности и деятельности сестринской службы медицинской организации;

·         Определять требуемые ресурсы, их источники и способ распределения;

·         Анализировать имеющийся кадровый ресурс и определять потребность подразделения в кадровом обеспечении;

·         Использовать навыки делового общения: проведение совещаний, деловая переписка, электронный документооборот;

·         Заполнять и хранить медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;

·         Разрабатывать проекты локальных нормативных актов медицинской организации;

·         Рационально размещать и использовать кадры по видам деятельности персонала, контролировать объем и качество выполняемой ими работы;

·         Определять задачи профессионального и личностного развития сотрудников и их потребности в обучении;

·         Применять принципы отбора и адаптации медицинского персонала в медицинской организации;

·         Обеспечивать организацию рабочих мест с учетом выполняемых функций в соответствии с требованиями охраны труда;

·         Формировать благоприятный климат в коллективе;

·         Поддерживать корпоративную культуру в организации;

·         Проводить профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

·         Контролировать и организовывать мероприятия по практической подготовке обучающихся по программам среднего профессионального образования в структурном подразделении медицинской организации;

·         Использовать нормативные правовые акты при организации деятельности среднего и младшего медицинского персонала;

·         Принимать управленческие решения по вопросам материально-технического обеспечения деятельности среднего и младшего медицинского персонала в медицинской организации;

·         Подавать заявки и получать медицинские изделия, лекарственные препараты и дезинфицирующие средства;

·         Обеспечивать условия хранения и эксплуатации медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;

·         Анализировать и оценивать информацию о лекарственных препаратах, расходных материалах, медицинском оборудовании, работах и услугах;

·         Организовывать рациональное использование материальных ресурсов в структурных подразделениях медицинской организации;

·         Организовывать учет товарно-материальных ценностей, оперативно-технический учет и предметно-количественный учет;

·         Разрабатывать критерии, показатели и индикаторы оценки качества деятельности среднего и младшего медицинского персонала;

·         Применять инструменты контроля деятельности среднего и младшего медицинского персонала;

·         Использовать нормативные правовые акты при организации и проведении контролирующих мероприятий;

·         Организовывать и проводить контролирующие мероприятия по оценке качества и эффективности деятельности среднего и младшего медицинского персонала;

·         Контролировать соблюдение лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов в структурных подразделениях медицинской организации;

·         Контролировать проведение средним и младшим медицинским персоналом противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

·         Контролировать проведение санитарно-просветительной работы средним и младшим медицинским персоналом;

·         Организовывать и проводить контроль качества деятельности среднего и младшего медицинского персонала в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации пациентов и ухода за ними;

·         Организовывать и проводить контроль соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, морально-этических норм профессионального общения средним и младшим медицинским персоналом;

·         Организовывать и проводить контроль соблюдения средним и младшим медицинским персоналом правил учета, хранения и применения лекарственных средств, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств, препаратов крови и медицинских изделий;

·         Организовывать и проводить контроль ведения медицинской документации средним и младшим медицинским персоналом;

·         Анализировать полученную в результате проведения контролирующих мероприятий информацию;

·         Разрабатывать предложения и принимать управленческие решения о внесении организационных изменений в деятельность среднего и младшего медицинского персонала;

·         Выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания;

·         Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);

·         Применять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме;

·         Организация работы подчиненного персонала по оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;

·         Проведение медицинской сортировки и оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период;

·         Выполнение медицинских мероприятий по подготовке пациентов к эвакуации в специализированные медицинские организации.

Знания:

·        Статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинской организации;

·         Принципы разработки мероприятий, необходимых для достижения целевых показателей деятельности среднего и младшего медицинского персонала;

·         Принципы разработки целевых показателей деятельности среднего и младшего медицинского персонала;

·         Методы планирования, принципы, виды и структура планов;

·         Правила применения нормативных правовых актов при планировании кадрового состава;

·        Правила составления плана проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий среди прикрепленного населения;

·        Должностные обязанности среднего и младшего медицинского персона;

·         Функции сестринской службы медицинской организации;

·         Ресурсы, требуемые для деятельности подразделений, оказывающих медицинскую помощь в организациях;

·         Источники и способы распределения ресурсов в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в организациях;

·         Принципы кадрового планирования в медицинской организации;

·         Управленческий и статистический учет в медицинской организации;

·         Виды, формы, порядок оформления, хранения, сроки и объем представления медицинской документации, в том числе в форме электронного документа;

·         Требования к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинской организации;

·         Требования по защите и безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну;

·         Теория управления и организации труда;

·         Правила и принципы управления персоналом;

·         Основы этики и психологии делового общения;

·         Методы анализа показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей, характеризующих состояние здоровья населения;

·         Основы документирования организационно-управленческой деятельности медицинской организации;

·         Порядок применения нормативных правовых актов при организации работы с кадрами;

·         Компетенции и требования к квалификации средних и младших медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в структурном подразделении;

·         Виды мотивирования и стимулирования работников;

·         Кадровый менеджмент;

·         Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений и условиям труда;

·         Требования к отчетной документации, структура и состав отчетной документации по кадрам;

·         Основы планирования труда и отдыха медицинского персонала;

·         Требования охраны труда в медицинских организациях;

·         Права и обязанности сотрудников медицинской организации, занимающихся практической подготовкой обучающихся по программам среднего профессионального образования в структурном подразделении медицинской организации;

·         Принципы отбора и адаптации персонала;

·         Принципы профессионального развития медицинского персонала на рабочем месте;

·         Порядок аттестации и организации дополнительного профессионального образования среднего и младшего медицинского персонала;

·         Основы организации и проведения работы по наставничеству;

·         Основы создания и поддержания корпоративной культуры в организации;

·         Медицинская этика и деонтология; психология профессионального общения; основы педагогики;

·         Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, морально-правовые нормы профессионального общения медицинского персонала;

·         Принципы принятия управленческих решений при работе с материальными ресурсами;

·         Условия хранения, применения, учета и выдачи медицинских изделий и лекарственных препаратов;

·         Правила составления и подачи заявки на получение необходимых медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;

·         Виды и правила оформления документации, необходимой для управления материальными ресурсами в медицинской организации;

·         Методики расчета потребности в ресурсах и эффективности их использования в медицинской организации;

·         Принципы рационального использования материальных ресурсов в медицинской организации;

·         Порядок получения медицинских изделий и лекарственных препаратов;

·         Требования, принципы и правила учета товарно-материальных ценностей, оперативно-технического учета и предметно-количественного учета медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;

·         Правила эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для работы среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;

·         Требования к учетной и отчетной документации, структура и состав отчетной документации;

·         Принципы и правила использования критериев, показателей и индикаторов оценки качества деятельности персонала;

·         Виды контролирующих мероприятий;

·         Перечень нормативных правовых актов для организации и проведения контролирующих мероприятий;

·         Порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации;

·         Требования к лечебно-охранительному, санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режимам в медицинской организации;

·         Основные профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, используемые при оказании медицинской помощи пациентам;

·         Основы теории и практики сестринского дела;

·         Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий;

·         Правила эксплуатации медицинских изделий, используемых в структурном подразделении;

·         Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;

·         Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в условиях медицинской организации;

·         Правила учета, хранения и применения лекарственных средств, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств, препаратов крови и медицинских изделий;

·         Методы контроля санитарно-эпидемиологических требований в условиях подразделения медицинской организации;

·         Основные требования к организации лечебного питания в медицинской организации;

·         Требования к безопасной больничной среде и системе мероприятий по ее обеспечению;

·         Этапы и порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации;

·         Принципы принятия управленческих решений для внесения организационных изменений в деятельность среднего и младшего медицинского персонала;

·         Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей);

·         Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

·         Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания;

·         Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;

·         Основные положения законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующие организацию и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;

·         Задачи, принципы построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

·         Классификация, общая характеристика чрезвычайных ситуаций, их поражающие факторы, величина и структура санитарных потерь;

·         Основы организации и порядок оказания медицинской помощи населению при ликвидации медико-санитарных последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, террористических актов;

·         Принципы и организация медицинской сортировки, порядок оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период;

·         Порядок организации медицинской эвакуации в режиме чрезвычайной ситуации.

Организационно-педагогические условия:

Используемые виды синхронного обучения: вебинар, практические занятия.

Симуляционное оборудование: реанимационный манекен с обратной связью, манекен с отработкой приема Геймлиха, транспортные шины, аппарат измерения артериального давления, тренажер для отработки инъекций, муляж женской и мужской половой системы, катетеры, расходные материалы.

Средства обучения материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;

наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, симуляционные кабинеты;

Кадровое обеспечение: программу реализуют высококвалифицированные преподаватели с высшим и средним профессиональным образованием.

Материально-техническая база реализация программы обеспечена оборудованными помещениями, наличием мультимедиа аппаратуры, методической продукцией (журналы, пособия, литература, фото и видео пособия).

Первое педагогическое условие - организация учебного процесса в системе Дистанционного обучения колледжа (https://sdo.imk37.ru/) с учетом необходимости индивидуального самообразования и потребности в саморазвитии обучающихся.

Второе педагогическое условие - организация учебно-познавательной деятельности студента в системе Дистанционного обучения, ориентированная на формирование профессиональных компетенций с учетом индивидуальных особенностей. Для различных направлений подготовки разработаны дистанционные курсы, которые включают в себя современные информационно - коммуникационные средства. Цикл повышения квалификации представлен набором общих лекций и видео-лекций, презентаций, на собственной площадке https://sdo.imk37.ru, заданий и тестов.

Третье педагогическое условие - ориентация учебного процесса на формирование навыков исследовательской и инновационной деятельности и их учета в медицинской деятельности.

Четвертое педагогическое условие - наличие системы мониторинга результатов учебной и инновационной деятельности на всех этапах его выполнения.

Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля и мониторинга, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение статистической информации, анализируя которую преподаватель вносит необходимые изменения в учебно-познавательную деятельность.

Пятое педагогическое условие - взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе исследовательской и инновационной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе обучающих вебинаров, а так же с помощью личного кабинета дистанционного обучения.

Шестое педагогическое условие - осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке медицинских кадров, ориентированных на формирование профессиональных компетенций обучающегося в системе ДО с современными требованиями непрерывного медицинского образования.

Седьмое педагогическое условие - обеспечение информационной безопасности с позиции участников образовательного процесса в системе ДО колледжа.

Формат обучения, режим и продолжительность занятий

             График обучения

Форма обучения

Академических часов в день

Дней в неделю

Общая продолжительность программы часов

Очно-заочная

6

24

144

 

Календарный учебный график

 

Количество часов в день

Форма занятия

Время занятий

6  рабочих дня

6 часов

Очно-заочная

С 9:00 до 15:00

 

С помощью ДОТ и ЭО реализуется блок дистанционного обучения в формате вебинаров, видео-лекций, мастер классов.

Идентификация личности обучающихся в ЭИОС осуществляется по авторизированному доступу с использованием личных учетных данных (логин и пароль).

Электронная информационно-образовательная среда осуществляется посредством сайта дистанционного обучения https://sdo.imk37.ru

 

Учебно-тематический план

специальность: «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью»

цикл «Управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала  медицинской организации»

 

№ п/п

 

Наименование тем

Количество часов

 

 

Преподаватель

Всего

Симуляционное

обучени

ДОТ и ЭО

I

Управление здравоохранением. Государственная политика в области охраны здоровья населения.

56

-

56

 

1.1

Управление кадрами здравоохранения. Основы менеджмента. Медицинский маркетинг. Подготовка средних медицинских кадров.

6

-

6

 

1.2

Управление материальными ресурсами здравоохранения. Учет и материальная ответственность.

6

-

6

 

1.3

Управление фармацевтическим обеспечением учреждений здравоохранения.

10

-

10

 

1.4

Медицинская техника. Техника безопасности в учреждениях здравоохранения.

10

-

10

 

1.5

Основы социальной гигиены и организация здравоохранения.

10

-

10

 

1.6

Основы законодательства и права в здравоохранении.

8

-

8

 

1.7

Организация планово-экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений.

6

-

6

 

II

Лечебно-диагностический и реабилитационный процесс при организации медицинской помощи населению РФ

48

-

48

 

2.1

Основы планирования и финансирования в здравоохранении. Бюджет и смета медицинского учреждения. Экономика здравоохранения. Ценообразование. Налогообложение.

6

-

6

 

2.2

Экспертиза качества медицинской помощи населению.

8

-

8

 

2.3

Основы организации медицинской помощи населению. Диспансеризация населения.

12

-

12

 

2.4

Правовая ответственность в сфере охраны здоровья.

6

-

6

 

2.5

Медицинская этика и биоэтика. Основы общей и медицинской психологии. Конфликтология.

10

-

10

 

2.6

Система делопроизводства в медицинской организации.

Организация электронного документооборота.

6

-

6

 

III

Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль.

18

-

18

 

3.1

Инфекционная безопасность и инфекционный контроль.

12

-

12

 

3.2

Система взаимодействия учреждений здравоохранения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля.

6

-

6

 

IV

Оказание первой и медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях

10

5

5

 

4.1

Оказание первой и медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях

10

5

5

 

V

Медицина катастроф

 

10

-

10

 

5.1

Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

2

-

2

 

5.2

Организация службы медицины катастроф.

2

-

2

 

5.3

Общая характеристика катастроф и ЧС.

2

-

2

 

5.4

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.

4

-

4

 

 

Итоговая аттестация

2

 

2

 

 

ВСЕГО

144

5

139