Управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации
Contacts:
-
Марина ВитюховскаяTeacher
-
Елена КостичTeacher
-
Анна МауринаTeacher
-
Юлия НоркинаTeacher
-
Елизавета ШавардинаTeacher
-
- Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация сестринского дела» или Высшее образование - магистратура по специальности «Управление сестринской деятельностью».
- В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по организации сестринского дела» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 479н.
- Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация сестринского дела» или Высшее образование - магистратура по специальности «Управление сестринской деятельностью».
-
реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по специальности «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью» цикла «Управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации» (далее рабочая программа) удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации медицинского работника меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках квалификации по специальности «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью»:
1) А/01.5 5 Организация ресурсного обеспечения структурного подразделения медицинской организации
2) А/02.5 5 Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения медицинской организации
3) А/03.5 5 Организация и контроль деятельности медицинского персонала структурного подразделения медицинской организации
4) А/04.5 5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме
5) А/05.5 5 Организация оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в условиях чрезвычайных ситуаций в догоспитальный период
6) В/01.5 5 Планирование деятельности структурного подразделения
7) В/02.5 5 Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения
8) В/03.5 5 Организация работы медицинского персонала структурного подразделенияВ результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие умения и знания, необходимые для совершенствования компетенций:
Умения:
· Определять и устанавливать цели по развитию сестринской службы медицинской организации и разработка задач для их достижения; ·
Оценивать сложившуюся ситуацию в сестринской службе и прогнозировать ее дальнейшее развитие, вырабатывать альтернативные варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией;
· Планировать деятельность среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;
· Проводить планирование кадрового состава среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;
· Разрабатывать мероприятия по достижению целевых показателей деятельности сестринской службы медицинской организации;
· Планировать мероприятия по профессиональному развитию среднего и младшего медицинского персонала;
· Применять нормативные правовые акты при планировании своей деятельности и деятельности сестринской службы медицинской организации;
· Определять требуемые ресурсы, их источники и способ распределения;
· Анализировать имеющийся кадровый ресурс и определять потребность подразделения в кадровом обеспечении;
· Использовать навыки делового общения: проведение совещаний, деловая переписка, электронный документооборот;
· Заполнять и хранить медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;
· Разрабатывать проекты локальных нормативных актов медицинской организации;
· Рационально размещать и использовать кадры по видам деятельности персонала, контролировать объем и качество выполняемой ими работы;
· Определять задачи профессионального и личностного развития сотрудников и их потребности в обучении;
· Применять принципы отбора и адаптации медицинского персонала в медицинской организации;
· Обеспечивать организацию рабочих мест с учетом выполняемых функций в соответствии с требованиями охраны труда;
· Формировать благоприятный климат в коллективе;
· Поддерживать корпоративную культуру в организации;
· Проводить профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
· Контролировать и организовывать мероприятия по практической подготовке обучающихся по программам среднего профессионального образования в структурном подразделении медицинской организации;
· Использовать нормативные правовые акты при организации деятельности среднего и младшего медицинского персонала; ·
Принимать управленческие решения по вопросам материально-технического обеспечения деятельности среднего и младшего медицинского персонала в медицинской организации;
· Подавать заявки и получать медицинские изделия, лекарственные препараты и дезинфицирующие средства;
· Обеспечивать условия хранения и эксплуатации медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;
· Анализировать и оценивать информацию о лекарственных препаратах, расходных материалах, медицинском оборудовании, работах и услугах;
· Организовывать рациональное использование материальных ресурсов в структурных подразделениях медицинской организации;
· Организовывать учет товарно-материальных ценностей, оперативно-технический учет и предметно-количественный учет;
· Разрабатывать критерии, показатели и индикаторы оценки качества деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Применять инструменты контроля деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Использовать нормативные правовые акты при организации и проведении контролирующих мероприятий;
· Организовывать и проводить контролирующие мероприятия по оценке качества и эффективности деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Контролировать соблюдение лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов в структурных подразделениях медицинской организации;
· Контролировать проведение средним и младшим медицинским персоналом противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
· Контролировать проведение санитарно-просветительной работы средним и младшим медицинским персоналом;
· Организовывать и проводить контроль качества деятельности среднего и младшего медицинского персонала в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации пациентов и ухода за ними;
· Организовывать и проводить контроль соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, морально-этических норм профессионального общения средним и младшим медицинским персоналом;
· Организовывать и проводить контроль соблюдения средним и младшим медицинским персоналом правил учета, хранения и применения лекарственных средств, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств, препаратов крови и медицинских изделий;
· Организовывать и проводить контроль ведения медицинской документации средним и младшим медицинским персоналом;
· Анализировать полученную в результате проведения контролирующих мероприятий информацию;
· Разрабатывать предложения и принимать управленческие решения о внесении организационных изменений в деятельность среднего и младшего медицинского персонала;
· Выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания;
· Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
· Применять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
· Организация работы подчиненного персонала по оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;
· Проведение медицинской сортировки и оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период;
· Выполнение медицинских мероприятий по подготовке пациентов к эвакуации в специализированные медицинские организации.
Знания:
· Статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинской организации;
· Принципы разработки мероприятий, необходимых для достижения целевых показателей деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Принципы разработки целевых показателей деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Методы планирования, принципы, виды и структура планов;
· Правила применения нормативных правовых актов при планировании кадрового состава;
· Правила составления плана проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий среди прикрепленного населения;
· Должностные обязанности среднего и младшего медицинского персона;
· Функции сестринской службы медицинской организации;
· Ресурсы, требуемые для деятельности подразделений, оказывающих медицинскую помощь в организациях;
· Источники и способы распределения ресурсов в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в организациях;
· Принципы кадрового планирования в медицинской организации;
· Управленческий и статистический учет в медицинской организации;
· Виды, формы, порядок оформления, хранения, сроки и объем представления медицинской документации, в том числе в форме электронного документа;
· Требования к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинской организации;
· Требования по защите и безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну;
· Теория управления и организации труда;
· Правила и принципы управления персоналом;
· Основы этики и психологии делового общения;
· Методы анализа показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей, характеризующих состояние здоровья населения;
· Основы документирования организационно-управленческой деятельности медицинской организации;
· Порядок применения нормативных правовых актов при организации работы с кадрами;
· Компетенции и требования к квалификации средних и младших медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в структурном подразделении;
· Виды мотивирования и стимулирования работников;
· Кадровый менеджмент;
· Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений и условиям труда;
· Требования к отчетной документации, структура и состав отчетной документации по кадрам;
· Основы планирования труда и отдыха медицинского персонала;
· Требования охраны труда в медицинских организациях;
· Права и обязанности сотрудников медицинской организации, занимающихся практической подготовкой обучающихся по программам среднего профессионального образования в структурном подразделении медицинской организации;
· Принципы отбора и адаптации персонала;
· Принципы профессионального развития медицинского персонала на рабочем месте;
· Порядок аттестации и организации дополнительного профессионального образования среднего и младшего медицинского персонала;
· Основы организации и проведения работы по наставничеству;
· Основы создания и поддержания корпоративной культуры в организации; ·
Медицинская этика и деонтология; психология профессионального общения; основы педагогики;
· Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, морально-правовые нормы профессионального общения медицинского персонала;
· Принципы принятия управленческих решений при работе с материальными ресурсами;
· Условия хранения, применения, учета и выдачи медицинских изделий и лекарственных препаратов;
· Правила составления и подачи заявки на получение необходимых медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;
· Виды и правила оформления документации, необходимой для управления материальными ресурсами в медицинской организации;
· Методики расчета потребности в ресурсах и эффективности их использования в медицинской организации;
· Принципы рационального использования материальных ресурсов в медицинской организации;
· Порядок получения медицинских изделий и лекарственных препаратов;
· Требования, принципы и правила учета товарно-материальных ценностей, оперативно-технического учета и предметно-количественного учета медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;
· Правила эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для работы среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;
· Требования к учетной и отчетной документации, структура и состав отчетной документации;
· Принципы и правила использования критериев, показателей и индикаторов оценки качества деятельности персонала;
· Виды контролирующих мероприятий;
· Перечень нормативных правовых актов для организации и проведения контролирующих мероприятий;
· Порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации;
· Требования к лечебно-охранительному, санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режимам в медицинской организации;
· Основные профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, используемые при оказании медицинской помощи пациентам;
· Основы теории и практики сестринского дела;
· Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий;
· Правила эксплуатации медицинских изделий, используемых в структурном подразделении;
· Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;
· Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в условиях медицинской организации;
· Правила учета, хранения и применения лекарственных средств, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств, препаратов крови и медицинских изделий;
· Методы контроля санитарно-эпидемиологических требований в условиях подразделения медицинской организации;
· Основные требования к организации лечебного питания в медицинской организации;
· Требования к безопасной больничной среде и системе мероприятий по ее обеспечению;
· Этапы и порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации;
· Принципы принятия управленческих решений для внесения организационных изменений в деятельность среднего и младшего медицинского персонала;
· Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей);
· Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
· Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания;
· Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;
· Основные положения законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующие организацию и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;
· Задачи, принципы построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· Классификация, общая характеристика чрезвычайных ситуаций, их поражающие факторы, величина и структура санитарных потерь;
· Основы организации и порядок оказания медицинской помощи населению при ликвидации медико-санитарных последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, террористических актов;
· Принципы и организация медицинской сортировки, порядок оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период;
· Порядок организации медицинской эвакуации в режиме чрезвычайной ситуации.
-
Используемые виды синхронного обучения: вебинар, практические занятия. Симуляционное оборудование: реанимационный манекен с обратной связью, манекен с отработкой приема Геймлиха, транспортные шины, аппарат измерения артериального давления, тренажер для отработки инъекций, муляж женской и мужской половой системы, катетеры, расходные материалы. Средства обучения материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью; наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, симуляционные кабинеты; Кадровое обеспечение: программу реализуют высококвалифицированные преподаватели с высшим и средним профессиональным образованием. Материально-техническая база реализация программы обеспечена оборудованными помещениями, наличием мультимедиа аппаратуры, методической продукцией (журналы, пособия, литература, фото и видео пособия). Первое педагогическое условие - организация учебного процесса в системе Дистанционного обучения колледжа (https://sdo.imk37.ru/) с учетом необходимости индивидуального самообразования и потребности в саморазвитии обучающихся. Второе педагогическое условие - организация учебно-познавательной деятельности студента в системе Дистанционного обучения, ориентированная на формирование профессиональных компетенций с учетом индивидуальных особенностей. Для различных направлений подготовки разработаны дистанционные курсы, которые включают в себя современные информационно - коммуникационные средства. Цикл повышения квалификации представлен набором общих лекций и видео-лекций, презентаций, на собственной площадке https://sdo.imk37.ru, заданий и тестов. Третье педагогическое условие - ориентация учебного процесса на формирование навыков исследовательской и инновационной деятельности и их учета в медицинской деятельности. Четвертое педагогическое условие - наличие системы мониторинга результатов учебной и инновационной деятельности на всех этапах его выполнения. Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля и мониторинга, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение статистической информации, анализируя которую преподаватель вносит необходимые изменения в учебно-познавательную деятельность. Пятое педагогическое условие - взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе исследовательской и инновационной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе обучающих вебинаров, а так же с помощью личного кабинета дистанционного обучения. Шестое педагогическое условие - осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке медицинских кадров, ориентированных на формирование профессиональных компетенций обучающегося в системе ДО с современными требованиями непрерывного медицинского образования. Седьмое педагогическое условие - обеспечение информационной безопасности с позиции участников образовательного процесса в системе ДО колледжа.
Формат обучения, режим и продолжительность занятий
График обучения
Форма обучения
Академических часов в день
Дней в неделю
Общая продолжительность программы часов
Очно-заочная
6
24
144
-
Учебно-тематический план
специальность: «Организация сестринского дела», «Управление сестринской деятельностью»
цикл «Управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации»
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Преподаватель
Всего
Симуляционное
обучени
ДОТ и ЭО
I
Управление здравоохранением. Государственная политика в области охраны здоровья населения.
56
-
56
1.1
Управление кадрами здравоохранения. Основы менеджмента. Медицинский маркетинг. Подготовка средних медицинских кадров.
6
-
6
1.2
Управление материальными ресурсами здравоохранения. Учет и материальная ответственность.
6
-
6
1.3
Управление фармацевтическим обеспечением учреждений здравоохранения.
10
-
10
1.4
Медицинская техника. Техника безопасности в учреждениях здравоохранения.
10
-
10
1.5
Основы социальной гигиены и организация здравоохранения.
10
-
10
1.6
Основы законодательства и права в здравоохранении.
8
-
8
1.7
Организация планово-экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений.
6
-
6
II
Лечебно-диагностический и реабилитационный процесс при организации медицинской помощи населению РФ
48
-
48
2.1
Основы планирования и финансирования в здравоохранении. Бюджет и смета медицинского учреждения. Экономика здравоохранения. Ценообразование. Налогообложение.
6
-
6
2.2
Экспертиза качества медицинской помощи населению.
8
-
8
2.3
Основы организации медицинской помощи населению. Диспансеризация населения.
12
-
12
2.4
Правовая ответственность в сфере охраны здоровья.
6
-
6
2.5
Медицинская этика и биоэтика. Основы общей и медицинской психологии. Конфликтология.
10
-
10
2.6
Система делопроизводства в медицинской организации.
Организация электронного документооборота.
6
-
6
III
Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль.
18
-
18
3.1
Инфекционная безопасность и инфекционный контроль.
12
-
12
3.2
Система взаимодействия учреждений здравоохранения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля.
6
-
6
IV
Оказание первой и медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях
10
5
5
4.1
Оказание первой и медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях
10
5
5
V
10
-
10
5.1
Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.
2
-
2
5.2
Организация службы медицины катастроф.
2
-
2
5.3
Общая характеристика катастроф и ЧС.
2
-
2
5.4
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.
4
-
4
Итоговая аттестация
2
2
ВСЕГО
144
5
139