Реабилитационное сестринское дело
Contacts:
-
Марина ВитюховскаяTeacher
-
Елена КостичTeacher
-
Анна МауринаTeacher
-
Юлия НоркинаTeacher
-
Елизавета ШавардинаTeacher
-
Категория слушателей:среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело». Профессиональная переподготовка по специальности «Реабилитационное сестринское дело».
-
Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки слушателя: 288часа, в том числе: дистанционного обучения:184 часов, практической работы слушателя: 100 часов, симуляционное обучение: 4 часа.
Форма обучения: очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Форма аттестации: состоит из 2-х этапов: тестирование (критерии оценки: от 100% до 90% - «отлично», от 89% до 75% - «хорошо», от 74% до 50% - «удовлетворительно», от 49% и ниже – «неудовлетворительно») и зачёт/незачёт по манипуляционной технике в симуляционном кабинете.
Цель реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по специальности «Реабилитационное сестринское дело» цикла «Деятельность среднего медицинского персонала в области медицинской реабилитации» (далее рабочая программа) удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации медицинского работника меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках квалификации по специальности «Реабилитационное сестринское дело»:
1) А/01.5 Проведение обследования пациента по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации
2) А/02.5 Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации
3) А/03.5 Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала
4) А/04.5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие умения и знания, необходимые для совершенствования компетенций:
Умения:
Ø Организовывать рабочее пространство и безопасную больничную среду пребывания пациента в отделении медицинской организации. Анализировать и интерпретировать информацию, полученную от пациентов (их законных представителей).
Ø Применять методы осмотра и функционального обследования пациентов: визуальное исследование кожи; пальпацию кожи; определение дермографизма; пальпацию мышц; пальпацию костной системы; пальпацию суставов; определение формы спины; определение формы грудной клетки; определение объема пассивного движения одного сустава в одной плоскости; определение объема активного движения одного сустава в одной плоскости.
Ø Интерпретировать результаты осмотра и функционального обследования пациентов.
Ø Выявлять и определять показания и противопоказания к медицинскому массажу и физиотерапевтическим процедурам.
Ø Определять проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры.
Ø Обосновывать выбор массажной методики, приемов медицинского массажа для выполнения процедуры и курса медицинского массажа в соответствии с назначением врача-специалиста в зависимости от функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента.
Ø Составлять план процедуры и курса медицинского массажа и план выполнения физиотерапевтических процедур в соответствии с назначением врача-специалиста.
Ø Применять средства индивидуальной защиты.
Ø Применять лекарственные препараты, медицинские изделия (в том числе технические средства реабилитации и ассистивные устройства) и лечебное питание в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.
Ø Осуществлять позиционирование пациента согласно рекомендациям врача-специалиста в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.
Ø Контролировать выполнение пациентом мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе приема лекарственных препаратов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.
Ø Проводить индивидуальные и групповые обучающие занятия с пациентом и членами его семьи по формированию навыков самоухода, навыков здорового образа жизни, первичной и вторичной профилактики.
Ø Разъяснять пациенту пределы двигательной активности в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.
Ø Проводить измерение основным показателям жизнедеятельности организма в динамике и оценивать результаты измерений.
Ø Информировать врача-специалиста об изменениях самочувствия и состояния пациента.
Ø Проводить подготовку пациента к лабораторному исследованию и инструментальному обследованию, медицинским вмешательствам в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.
Ø Выполнять: парентеральное введение лекарственных средств; регистрацию электрокардиограммы; оценку интенсивности боли; оценку степени риска развития пролежней; кормление через зонд; пособие при стомах; уход за катетерами.
Ø Организовать рабочее пространство и безопасную больничную среду в процедурном и манипуляционном кабинете.
Ø Проводить пункцию и катетеризацию периферических вен.
Ø Осуществлять введение лекарственных препаратов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.
Ø Обеспечивать хранение, учет лекарственных препаратов и отчетность.
Ø Осуществлять взятие биологического материала для лабораторных исследований.
Ø Оказывать неотложную помощь при реакциях и осложнениях лекарственной терапии.
Ø Обеспечивать личную и общественную инфекционную безопасность при работе биологическими жидкостями, в том числе с кровью, при обращении с медицинскими отходами.
Ø Осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей).
Ø Оценивать состояние пациента до, во время и после проведения процедуры.
Ø Подготавливать массажный кабинет, массажное оборудование, необходимые косметические средства и лекарственные препараты для наружного воздействия к выполнению медицинского массажа.
Ø Применять виды медицинского массажа: лечебный массаж (классический); спортивный; сегментарный; гигиенический; аппаратный; точечный; косметический; самомассаж.
Ø Проводить профилактику возможных нежелательных ответных рефлекторных реакций организма пациента на медицинский массаж.
Ø Проводить динамическое наблюдение и сравнительную оценку ощущений и состояния пациента во время медицинского массажа, при необходимости вносить изменения в выбранную методику проведения массажа и составленный план.
Ø Подготавливать физиотерапевтический кабинет, медицинское оборудование, необходимые лекарственные препараты для наружного воздействия к выполнению физиотерапевтических процедур.
Ø Применять методики проведения процедур по физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при заболеваниях и (или) состояниях с учетом особенностей возраста.
Ø Проводить работу по профилактике осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате применения физиотерапии.
Ø Принципы и методы организации медицинской помощи по медицинской реабилитации; этапы медицинской реабилитации.
Ø Возрастные особенности проведения реабилитационных мероприятий.
Ø Порядки оказания медицинской помощи и порядок организации медицинской реабилитации, клинические рекомендации.
Ø Основы и методы медицинской реабилитации пациентов.
Ø Составлять план работы и отчет о своей работе.
Ø Использовать информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Ø Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа.
Ø Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну.
Ø Осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей находящимся в распоряжении младшим медицинским персоналом.
Ø Оценивать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме.
Ø Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме.
Ø Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации.
Ø Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), в том числе беременным и детям.
Знания:
Ø Требования к организации рабочего пространства медицинской сестры, понятие безопасной больничной среды.
Ø Концепция и программа развития сестринского дела в Российской Федерации.
Ø Основы теории и практики сестринского дела.
Ø Анатомо-физиологические особенности и показатели жизнедеятельности человека с учетом возрастных периодов, их изменения при заболеваниях и (или) состояниях.
Ø Процесс адаптации человека к условиям острого и хронического заболевания, проблем со здоровьем.
Ø Сестринский процесс как метод организации и осуществления профессиональной деятельности медицинской сестры, этапы сестринского (производственного) процесса. Цели, методы и средства субъективного и объективного доврачебного обследования пациента.
Ø Стандартные планы медицинского ухода за пациентами.
Ø Методика суточного мониторинга самочувствия и состояния пациента медицинской сестрой в зависимости от заболевания и (или) состояния.
Ø Нарушения показателей жизнедеятельности и состояния пациента, требующие срочного вызова врача-специалиста.
Ø Требования к организации рабочего пространства в процедурном, манипуляционном кабинете, палате.
Ø Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов.
Ø Фармакологический порядок в отделении медицинской организации, условия хранения, применения и учета лекарственных препаратов.
Ø Лекарственные формы, пути и правила введения лекарственных средств, инфузионных сред.
Ø Расчет назначенной дозы лекарственного вещества с учетом способа введения.
Ø Стандартные технологии инфузионной терапии, инструкции по применению инфузионных сред.
Ø Побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и неотложной помощи.
Ø Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи.
Ø Санитарные нормы и правила кабинета хирургического профиля.
Ø Система безопасного обращения с медицинскими отходами в местах образования.
Ø Методика сбора жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей).
Ø Методика физикального исследования.
Ø Основы анатомии, физиологии и биомеханики человека.
Ø Методы оценки общего объективного и субъективного состояния пациента перед процедурой медицинского массажа.
Ø Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма пациента.
Ø Показания и противопоказания к медицинскому массажу.
Ø Порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Ø Классификация и характеристика систем, видов и методик проведения медицинского массажа.
Ø Правила построения процедуры и курса медицинского массажа.
Ø Приемы медицинского массажа, их физиологическое действие на пациента.
Ø Медицинские показания и противопоказания к физиотерапии.
Ø Техника и методики проведения физиопроцедур, их физиологическое действие на пациента.
Ø Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм пациентов.
Ø Показания и противопоказания к назначению лекарственных препаратов, медицинских изделий (в том числе технических средств реабилитации и ассистивных устройств) и лечебного питания при проведении мероприятий по медицинской реабилитации.
Ø Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате мероприятий по медицинской реабилитации пациентов, имеющих ограничения жизнедеятельности, нарушения функций и структур организма человека.
Ø Фармакологический порядок, условия хранения, применения и учета лекарственных препаратов.
Ø Основы лечебной физкультуры: показания и противопоказания к выполнению упражнений, типы реакции на физическую нагрузку, признаки физического утомления.
Ø Правила выполнения пассивных, пассивно-активных и активно-пассивных упражнений.
Ø Виды и строение технических средств реабилитации и ассистивных устройств, оборудования для реабилитации, правила их применения.
Ø Медицинские показания и медицинские противопоказания к применению реабилитационного оборудования и механотерапии.
Ø Правила позиционирования пациента в постели, в положении сидя, в положении стоя, в том числе с опорами.
Ø Основы физиотерапии, противопоказания к применению физиотерапевтических процедур и патологические реакции на физиотерапевтическое воздействие.
Ø Требования охраны труда при выполнении физиотерапевтических процедур.
Ø Виды и характеристики медицинского массажа и методики его проведения при заболеваниях и (или) состояниях с учетом возраст пациентов.
Ø Механизм воздействия видов массажа на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с учетом возраста пациентов, рефлекторные зоны массажа.
Ø Правила сочетания медицинского массажа с лечебной физической культурой, физиотерапевтическими процедурами, рефлексотерапией.
Ø Правила выполнения различных видов медицинского массажа в профилактических, лечебных и реабилитационных целях.
Ø Санитарно-гигиенические требования к обработке рук, личной гигиене медицинских работников.
Ø Требования санитарных норм и правил к кабинету массажа.
Ø Виды медицинского и реабилитационного оборудования для проведения медицинского массажа, инструкции по его применению.
Ø Лекарственные препараты, разрешенные к применению при медицинском массаже, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета.
Ø Основы анатомии, топографической анатомии, физиологии и биомеханики человека.
Ø Частные и общие рефлекторные ответные реакции на массажное воздействие, варианты индивидуальной реактивности пациента.
Ø Возможные нежелательные ответные рефлекторные реакции организма пациента на медицинский массаж и способы их устранения.
Ø Порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры медицинского массажа и физиотерапевтической процедуры.
Ø Критерии оценки эффективности проведенного массажа и физиотерапевтической процедуры.
Ø Методы физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия и др.) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при заболеваниях и (или) состояниях с учетом возраста пациента.
Ø Механизм воздействия методов физиотерапии на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с учетом возраста пациента.
Ø Виды физиотерапевтического оборудования, инструкции по его применению.
Ø Лекарственные препараты, разрешенные к применению при физиотерапевтических процедурах, регламентированные условия хранения, правила применения и учёта.
Ø Принципы совместимости и последовательность назначения физических факторов и процедур.
Ø Формы и методы санитарно-просветительной работы среди пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности (их законных представителей), медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний и (или) состояний.
Ø Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников.
Ø Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях.
Ø Требования охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии.
Ø Правила работы в медицинских информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ø Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).
Ø Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания.
Ø Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.
-
Организационно-педагогические условия:
Используемые виды синхронного обучения: вебинар, практические занятия.
Симуляционное оборудование: реанимационный манекен с обратной связью, манекен с отработкой приема Геймлиха, тренажер для отработки инъекций.
Средства обученияматериальные: учебные аудитории, специально оборудованныенаглядными пособиями, мебелью;
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, симуляционные кабинеты;
Кадровое обеспечение: программу реализуют высококвалифицированные преподаватели с высшим и средним профессиональным образованием.
Материально-техническая база реализация программы обеспечена оборудованными помещениями, наличием мультимедиа аппаратуры, методической продукцией (журналы, пособия, литература, фото и видео пособия).
Первое педагогическое условие - организация учебного процесса в системе Дистанционного обучения колледжа (https://sdo.imk37.ru/) с учетом необходимости индивидуального самообразования и потребности в саморазвитии обучающихся.
Второе педагогическое условие - организация учебно-познавательной деятельности студента в системе Дистанционного обучения, ориентированная на формирование профессиональных компетенций с учетом индивидуальных особенностей. Для различных направлений подготовки разработаны дистанционные курсы, которые включают в себя современные информационно - коммуникационные средства. Цикл повышения квалификации представлен набором общих лекций и видео-лекций, презентаций, на собственной площадке https://sdo.imk37.ru, заданий и тестов.
Третье педагогическое условие - ориентация учебного процесса на формирование навыков исследовательской и инновационной деятельности и их учета в медицинской деятельности.
Четвертое педагогическое условие - наличие системы мониторинга результатов учебной и инновационной деятельности на всех этапах его выполнения.
Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля и мониторинга, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение статистической информации, анализируя которую преподаватель вносит необходимые изменения в учебно-познавательную деятельность.
Пятое педагогическое условие - взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе исследовательской и инновационной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе обучающих вебинаров, а так же с помощью личного кабинета дистанционного обучения.
Шестое педагогическое условие - осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке медицинских кадров, ориентированных на формирование профессиональных компетенций обучающегося в системе ДО с современными требованиями непрерывного медицинского образования.
Седьмое педагогическое условие - обеспечение информационной безопасности с позиции участников образовательного процесса в системе ДО колледжа.
Формат обучения, режим и продолжительность занятий
График обучения
Форма обучения
Академических часов в день
Дней в неделю
Общая продолжительность программы часов
Очно-заочная
6
5
288
Календарный учебный график
Количество часов в день
Форма занятия
Время занятий
48 рабочих дней
6 часов
Очно-заочная
С 9:00 до 15:00
С помощью ДОТ и ЭО реализуется блок дистанционного обучения в формате вебинаров, видео-лекций, мастер классов.
Идентификация личности обучающихся в ЭИОС осуществляется по авторизированному доступу с использованием личных учетных данных (логин и пароль).
Электронная информационно-образовательная среда осуществляется посредством сайта дистанционного обучения https://sdo.imk37.ru
-
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Преподаватель
Всего
ДОТ и ЭО
Практические занятия
Симуляционное
обучение
I
Общий раздел
36
36
-
-
II
Введение в теорию реабилитации
38
30
8
-
III
Средства медицинской реабилитации
66
36
30
-
IV
Частные методики в реабилитационной
сестринской помощи при различных заболеваниях
84
36
48
-
V
Формирование безопасной доступной терапевтической среды
46
34
12
-
VI
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
16
12
-
4
Итоговая аттестация
2
2
ВСЕГО
288
184
100
4