Контакты:

описание модуля, отображаемое рецензентам

  • Контингент обучающихся

    Категория слушателей:среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело». Профессиональная переподготовка по специальности «Реабилитационное сестринское дело».

  • Планируемые результаты обучения

     Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки слушателя: 288часа, в том числе: дистанционного обучения:184 часов, практической работы слушателя: 100 часов, симуляционное обучение:           4 часа.

    Форма обучения: очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.

    Форма аттестации: состоит из 2-х этапов: тестирование (критерии оценки: от 100% до 90% - «отлично», от 89% до 75% - «хорошо», от 74% до 50% - «удовлетворительно», от 49% и ниже – «неудовлетворительно») и зачёт/незачёт по манипуляционной технике в симуляционном кабинете.

    Цель реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по специальности «Реабилитационное сестринское дело» цикла «Деятельность среднего медицинского персонала в области медицинской реабилитации» (далее рабочая программа) удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации медицинского работника меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках квалификации по специальности «Реабилитационное сестринское дело»:

    1)    А/01.5  Проведение обследования пациента по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации

    2)    А/02.5 Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации

    3)    А/03.5 Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала

    4)    А/04.5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме

    В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие умения и знания, необходимые для совершенствования компетенций:

    Умения:

    Ø Организовывать рабочее пространство и безопасную больничную среду пребывания пациента в отделении медицинской организации. Анализировать и интерпретировать информацию, полученную от пациентов (их законных представителей).

    Ø Применять методы осмотра и функционального обследования пациентов: визуальное исследование кожи; пальпацию кожи; определение дермографизма; пальпацию мышц; пальпацию костной системы; пальпацию суставов; определение формы спины; определение формы грудной клетки; определение объема пассивного движения одного сустава в одной плоскости; определение объема активного движения одного сустава в одной плоскости.

    Ø Интерпретировать результаты осмотра и функционального обследования пациентов.

    Ø Выявлять и определять показания и противопоказания к медицинскому массажу и физиотерапевтическим процедурам.

    Ø Определять проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры.

    Ø Обосновывать выбор массажной методики, приемов медицинского массажа для выполнения процедуры и курса медицинского массажа в соответствии с назначением врача-специалиста в зависимости от функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента.

    Ø Составлять план процедуры и курса медицинского массажа и план выполнения физиотерапевтических процедур в соответствии с назначением врача-специалиста.

    Ø Применять средства индивидуальной защиты.

    Ø Применять лекарственные препараты, медицинские изделия (в том числе технические средства реабилитации и ассистивные устройства) и лечебное питание в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.

    Ø Осуществлять позиционирование пациента согласно рекомендациям врача-специалиста в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.

    Ø Контролировать выполнение пациентом мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе приема лекарственных препаратов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.

    Ø Проводить индивидуальные и групповые обучающие занятия с пациентом и членами его семьи по формированию навыков самоухода, навыков здорового образа жизни, первичной и вторичной профилактики.

    Ø Разъяснять пациенту пределы двигательной активности в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.

    Ø Проводить измерение основным показателям жизнедеятельности организма в динамике и оценивать результаты измерений.

    Ø Информировать врача-специалиста об изменениях самочувствия и состояния пациента.

    Ø Проводить подготовку пациента к лабораторному исследованию и инструментальному обследованию, медицинским вмешательствам в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.

    Ø Выполнять: парентеральное введение лекарственных средств; регистрацию электрокардиограммы; оценку интенсивности боли; оценку степени риска развития пролежней; кормление через зонд; пособие при стомах; уход за катетерами.

    Ø Организовать рабочее пространство и безопасную больничную среду в процедурном и манипуляционном кабинете.

    Ø Проводить пункцию и катетеризацию периферических вен.

    Ø Осуществлять введение лекарственных препаратов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи.

    Ø Обеспечивать хранение, учет лекарственных препаратов и отчетность.

    Ø Осуществлять взятие биологического материала для лабораторных исследований.

    Ø Оказывать неотложную помощь при реакциях и осложнениях лекарственной терапии.

    Ø Обеспечивать личную и общественную инфекционную безопасность при работе биологическими жидкостями, в том числе с кровью, при обращении с медицинскими отходами.

    Ø Осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей).

    Ø Оценивать состояние пациента до, во время и после проведения процедуры.

    Ø Подготавливать массажный кабинет, массажное оборудование, необходимые косметические средства и лекарственные препараты для наружного воздействия к выполнению медицинского массажа.

    Ø Применять виды медицинского массажа: лечебный массаж (классический); спортивный; сегментарный; гигиенический; аппаратный; точечный; косметический; самомассаж.

    Ø Проводить профилактику возможных нежелательных ответных рефлекторных реакций организма пациента на медицинский массаж.

    Ø Проводить динамическое наблюдение и сравнительную оценку ощущений и состояния пациента во время медицинского массажа, при необходимости вносить изменения в выбранную методику проведения массажа и составленный план.

    Ø Подготавливать физиотерапевтический кабинет, медицинское оборудование, необходимые лекарственные препараты для наружного воздействия к выполнению физиотерапевтических процедур.

    Ø Применять методики проведения процедур по физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при заболеваниях и (или) состояниях с учетом особенностей возраста.

    Ø Проводить работу по профилактике осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате применения физиотерапии.

    Ø Принципы и методы организации медицинской помощи по медицинской реабилитации; этапы медицинской реабилитации.

    Ø Возрастные особенности проведения реабилитационных мероприятий.

    Ø Порядки оказания медицинской помощи и порядок организации медицинской реабилитации, клинические рекомендации.

    Ø Основы и методы медицинской реабилитации пациентов.

    Ø Составлять план работы и отчет о своей работе.

    Ø Использовать информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

    Ø Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа.

    Ø Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну.

    Ø Осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей находящимся в распоряжении младшим медицинским персоналом.

    Ø Оценивать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме.

    Ø Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме.

    Ø Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации.

    Ø Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), в том числе беременным и детям.

    Знания:

    Ø Требования к организации рабочего пространства медицинской сестры, понятие безопасной больничной среды.

    Ø Концепция и программа развития сестринского дела в Российской Федерации.

    Ø Основы теории и практики сестринского дела.

    Ø Анатомо-физиологические особенности и показатели жизнедеятельности человека с учетом возрастных периодов, их изменения при заболеваниях и (или) состояниях.

    Ø Процесс адаптации человека к условиям острого и хронического заболевания, проблем со здоровьем.

    Ø Сестринский процесс как метод организации и осуществления профессиональной деятельности медицинской сестры, этапы сестринского (производственного) процесса. Цели, методы и средства субъективного и объективного доврачебного обследования пациента.

    Ø Стандартные планы медицинского ухода за пациентами.

    Ø Методика суточного мониторинга самочувствия и состояния пациента медицинской сестрой в зависимости от заболевания и (или) состояния.

    Ø Нарушения показателей жизнедеятельности и состояния пациента, требующие срочного вызова врача-специалиста.

    Ø Требования к организации рабочего пространства в процедурном, манипуляционном кабинете, палате.

    Ø Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов.

    Ø Фармакологический порядок в отделении медицинской организации, условия хранения, применения и учета лекарственных препаратов.

    Ø Лекарственные формы, пути и правила введения лекарственных средств, инфузионных сред.

    Ø Расчет назначенной дозы лекарственного вещества с учетом способа введения.

    Ø Стандартные технологии инфузионной терапии, инструкции по применению инфузионных сред.

    Ø Побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и неотложной помощи.

    Ø Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи.

    Ø Санитарные нормы и правила кабинета хирургического профиля.

    Ø Система безопасного обращения с медицинскими отходами в местах образования.

    Ø Методика сбора жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей).

    Ø Методика физикального исследования.

    Ø Основы анатомии, физиологии и биомеханики человека.

    Ø Методы оценки общего объективного и субъективного состояния пациента перед процедурой медицинского массажа.

    Ø Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма пациента.

    Ø Показания и противопоказания к медицинскому массажу.

    Ø Порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

    Ø Классификация и характеристика систем, видов и методик проведения медицинского массажа.

    Ø Правила построения процедуры и курса медицинского массажа.

    Ø Приемы медицинского массажа, их физиологическое действие на пациента.

    Ø Медицинские показания и противопоказания к физиотерапии.

    Ø Техника и методики проведения физиопроцедур, их физиологическое действие на пациента.

    Ø Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм пациентов.

    Ø Показания и противопоказания к назначению лекарственных препаратов, медицинских изделий (в том числе технических средств реабилитации и ассистивных устройств) и лечебного питания при проведении мероприятий по медицинской реабилитации.

    Ø Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате мероприятий по медицинской реабилитации пациентов, имеющих ограничения жизнедеятельности, нарушения функций и структур организма человека.

    Ø Фармакологический порядок, условия хранения, применения и учета лекарственных препаратов.

    Ø Основы лечебной физкультуры: показания и противопоказания к выполнению упражнений, типы реакции на физическую нагрузку, признаки физического утомления.

    Ø Правила выполнения пассивных, пассивно-активных и активно-пассивных упражнений.

    Ø Виды и строение технических средств реабилитации и ассистивных устройств, оборудования для реабилитации, правила их применения.

    Ø Медицинские показания и медицинские противопоказания к применению реабилитационного оборудования и механотерапии.

    Ø Правила позиционирования пациента в постели, в положении сидя, в положении стоя, в том числе с опорами.

    Ø Основы физиотерапии, противопоказания к применению физиотерапевтических процедур и патологические реакции на физиотерапевтическое воздействие.

    Ø Требования охраны труда при выполнении физиотерапевтических процедур.

    Ø Виды и характеристики медицинского массажа и методики его проведения при заболеваниях и (или) состояниях с учетом возраст пациентов.

    Ø Механизм воздействия видов массажа на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с учетом возраста пациентов, рефлекторные зоны массажа.

    Ø Правила сочетания медицинского массажа с лечебной физической культурой, физиотерапевтическими процедурами, рефлексотерапией.

    Ø Правила выполнения различных видов медицинского массажа в профилактических, лечебных и реабилитационных целях.

    Ø Санитарно-гигиенические требования к обработке рук, личной гигиене медицинских работников.

    Ø Требования санитарных норм и правил к кабинету массажа.

    Ø Виды медицинского и реабилитационного оборудования для проведения медицинского массажа, инструкции по его применению.

    Ø Лекарственные препараты, разрешенные к применению при медицинском массаже, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета.

    Ø Основы анатомии, топографической анатомии, физиологии и биомеханики человека.

    Ø Частные и общие рефлекторные ответные реакции на массажное воздействие, варианты индивидуальной реактивности пациента.

    Ø Возможные нежелательные ответные рефлекторные реакции организма пациента на медицинский массаж и способы их устранения.

    Ø Порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры медицинского массажа и физиотерапевтической процедуры.

    Ø Критерии оценки эффективности проведенного массажа и физиотерапевтической процедуры.

    Ø Методы физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия и др.) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при заболеваниях и (или) состояниях с учетом возраста пациента.

    Ø Механизм воздействия методов физиотерапии на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с учетом возраста пациента.

    Ø Виды физиотерапевтического оборудования, инструкции по его применению.

    Ø Лекарственные препараты, разрешенные к применению при физиотерапевтических процедурах, регламентированные условия хранения, правила применения и учёта.

    Ø Принципы совместимости и последовательность назначения физических факторов и процедур.

    Ø Формы и методы санитарно-просветительной работы среди пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности (их законных представителей), медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний и (или) состояний.

    Ø Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников.

    Ø Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях.

    Ø Требования охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии.

    Ø Правила работы в медицинских информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    Ø Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).

    Ø Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания.

    Ø Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.

  • Организационно-педагогические условия


    Организационно-педагогические условия:

    Используемые виды синхронного обучения: вебинар, практические занятия.

    Симуляционное оборудование: реанимационный манекен с обратной связью, манекен с отработкой приема Геймлиха, тренажер для отработки инъекций.

    Средства обученияматериальные: учебные аудитории, специально оборудованныенаглядными пособиями, мебелью;

    наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, симуляционные кабинеты;

    Кадровое обеспечение: программу реализуют высококвалифицированные преподаватели с высшим и средним профессиональным образованием.

    Материально-техническая база реализация программы обеспечена оборудованными помещениями, наличием мультимедиа аппаратуры, методической продукцией (журналы, пособия, литература, фото и видео пособия).

    Первое педагогическое условие - организация учебного процесса в системе Дистанционного обучения колледжа (https://sdo.imk37.ru/) с учетом необходимости индивидуального самообразования и потребности в саморазвитии обучающихся.

    Второе педагогическое условие - организация учебно-познавательной деятельности студента в системе Дистанционного обучения, ориентированная на формирование профессиональных компетенций с учетом индивидуальных особенностей. Для различных направлений подготовки разработаны дистанционные курсы, которые включают в себя современные информационно - коммуникационные средства. Цикл повышения квалификации представлен набором общих лекций и видео-лекций, презентаций, на собственной площадке https://sdo.imk37.ru, заданий и тестов.

    Третье педагогическое условие - ориентация учебного процесса на формирование навыков исследовательской и инновационной деятельности и их учета в медицинской деятельности.

    Четвертое педагогическое условие - наличие системы мониторинга результатов учебной и инновационной деятельности на всех этапах его выполнения.

    Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля и мониторинга, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение статистической информации, анализируя которую преподаватель вносит необходимые изменения в учебно-познавательную деятельность.

    Пятое педагогическое условие - взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе исследовательской и инновационной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе обучающих вебинаров, а так же с помощью личного кабинета дистанционного обучения.

    Шестое педагогическое условие - осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке медицинских кадров, ориентированных на формирование профессиональных компетенций обучающегося в системе ДО с современными требованиями непрерывного медицинского образования.

    Седьмое педагогическое условие - обеспечение информационной безопасности с позиции участников образовательного процесса в системе ДО колледжа.

    Формат обучения, режим и продолжительность занятий

                 График обучения

    Форма обучения

    Академических часов в день

    Дней в неделю

    Общая продолжительность программы часов

    Очно-заочная

    6

    5

    288

     

     

    Календарный учебный график

     

    Количество часов в день

    Форма занятия

    Время занятий

    48 рабочих дней

    6 часов

    Очно-заочная

    С 9:00 до 15:00

     

    С помощью ДОТ и ЭО реализуется блок дистанционного обучения в формате вебинаров, видео-лекций, мастер классов.

    Идентификация личности обучающихся в ЭИОС осуществляется по авторизированному доступу с использованием личных учетных данных (логин и пароль).

    Электронная информационно-образовательная среда осуществляется посредством сайта дистанционного обучения https://sdo.imk37.ru

  • Учебный план

     

    № п/п

     

    Наименование тем

    Количество часов

     

     

    Преподаватель

    Всего

    ДОТ и ЭО

    Практические занятия

    Симуляционное

    обучение

    I

    Общий раздел

    36

    36

    -

    -

     

    II

    Введение в теорию реабилитации

    38

    30

    8

    -

     

    III

    Средства медицинской реабилитации

    66

    36

    30

    -

     

    IV

    Частные методики в реабилитационной

    сестринской помощи при различных заболеваниях

    84

    36

    48

    -

     

    V

    Формирование   безопасной   доступной терапевтической среды

    46

    34

    12

    -

     

    VI

    Оказание медицинской помощи в экстренной форме

    16

    12

    -

    4

     

     

                         Итоговая аттестация

    2

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВСЕГО

    288

    184

    100

    4