Вопросы эпидемиологии и профилактики ИСМП
-
дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – Программа) «Вопросы эпидемиологии и профилактики ИСМП» предназначена для специалистов с высшим образованием, по актуальным вопросам эпидемиологии и профилактики инфекций, связанных с оказанием медико-санитарной помощи.
-
В результате освоения Программы у слушателя должны быть усовершенствованы компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности:
1. Совершенствование знаний по инфекциям, связанным с оказанием медико-санитарной помощи (ИСМП) (актуальность и статистика, классификация, источники, механизмы и пути передачи ИСМП, факторы невосприимчивости; эпидемиология ИСМП в стационарах различного профиля; госнадзор за реализацией мероприятий по профилактике ИСМП, нормативные документы).
2. Совершенствование знаний по организации контроля за выявлением и регистрацией ИСМП (лабораторная диагностика и мониторинг; проведение эпидемиологического расследования ИСМП; выявление и регистрация ИСМП, организация первичного учета ИСМП, передача экстренного извещения; мониторинг заболеваемости ИСМП, основные принципы эпидемиологического расследования ИСМП; введение ограничительных мероприятий, работа с контактными, подготовка донесений, организация экстренной иммунопрофилактики).
3. Совершенствование знаний по основам обеспечения безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в медицинских организациях (эпидемиологические принципы профилактики ИСМП, безопасные алгоритмы выполнения медицинских процедур; принцип индивидуальной изоляции, защита пациента от вторичного эндогенного инфицирования; профилактика внутрибольничных инфекций у медицинского персонала; оценка эффективности мероприятий по профилактике ИСМП).
4. Совершенствование знаний по организации контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях (санитарные требования к медицинским организациям, микроклимат и воздушная среда, организация питания пациентов; мониторинг объектов больничной среды, санитарно-противоэпидемический режим, сбор, временное хранение и удаление медицинских отходов; организация контроля за проведением дезинфекции и стерилизации; принципы организации ЦСО).
4.
Цель Программы – удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации медицинских работников меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня.
Знать:
- законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей;
- порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований;
- принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
- эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций;
- основные критерии общественного здоровья и факторы риска социально значимых и наиболее распространенных заболеваний, методы и организационные формы их профилактики;
- методы дезинфекции, дезинсекции и дератизации, применяемые на объектах различных
категорий;
- перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации.
Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по профилактике ИСМП;
- создавать безопасную среду пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность;
- устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), оценивать последствия возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений);
- обеспечивать мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся в медицинской организации заболеваний;
- определять группы повышенного риска заболевания;
- выявлять очаг инфекции и организовывать мероприятия по его оздоровлению.
Формат обучения, режим и продолжительность занятий
График обучения
Форма обучения
Академических часов в день
Дней в неделю
Общая продолжительность программы
Заочная
6
6
36
Форма аттестации: тестирование с использованием автоматизированной системы. (критерии оценки: от 100% до 90% - «отлично», от 89% до 75% - «хорошо», от 74% до 50% - «удовлетворительно», от 49% и ниже – «неудовлетворительно»).
-
Организационно-педагогические условия:
Первое педагогическое условие - организация учебного процесса в системе Дистанционного обучения колледжа (https://sdo.imk37.ru/) с учетом необходимости индивидуального самообразования и потребности в саморазвитии обучающихся.
Второе педагогическое условие - организация учебно-познавательной деятельности студента в системе Дистанционного обучения, ориентированная на формирование профессиональных компетенций с учетом индивидуальных особенностей. Для различных направлений подготовки разработаны дистанционные курсы, которые включают в себя современные информационно - коммуникационные средства. Цикл повышения квалификации представлен набором общих лекций и видео-лекций, презентаций, на собственной площадке https://sdo.imk37.ru, заданий и тестов.
Третье педагогическое условие - ориентация учебного процесса на формирование навыков исследовательской и инновационной деятельности и их учета в медицинской деятельности.
Четвертое педагогическое условие - наличие системы мониторинга результатов учебной и инновационной деятельности на всех этапах его выполнения.
Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля и мониторинга, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение статистической информации, анализируя которую преподаватель вносит необходимые изменения в учебно-познавательную деятельность.
Пятое педагогическое условие - взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе исследовательской и инновационной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе обучающих вебинаров, а так же с помощью личного кабинета дистанционного обучения.
Шестое педагогическое условие - осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке медицинских кадров, ориентированных на формирование профессиональных компетенций обучающегося в системе ДО с современными требованиями непрерывного медицинского образования.
Седьмое педагогическое условие - обеспечение информационной безопасности с позиции участников образовательного процесса в системе ДО колледжа.
-
Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по теме «Вопросы эпидемиологии и профилактики ИСМП».
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Дистанционное обучение
Всего
1.
Организационные основы санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения
4
2.
Инфекции, связанные с оказанием медико-санитарной помощи
14
3.
Основы обеспечения безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в медицинских организациях
10
4.
Организация контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях
7
Итоговая аттестация
1
ВСЕГО
36